Воспитываем любознательность в наших малышах

30/05/2018
Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её.
Арнольд Франс

Двухлетний ребенок активно исследует окружающий мир, узнавая названия предметов одновременно с их свойствами. Именно в этот период малыш чаще всего что-то отрывает у игрушек, разбирает их, и как говорится, пытается понять их изнутри. Такое его поведение помогает ему получить информацию о предмете, прочности деталей и наименование их частей. Способ получения информации в результате манипуляции с ним называется предметно-действенным.

На третьем году жизни у ребенка продолжает развиваться наглядно-действенное мышление и начинает формироваться символическое мышление. Теперь ребенок может представлять себе объекты, которые запечатлелись в его памяти, и называть их.

Продолжается знакомство малыша со свойствами и назначением быта. Ребенок хорошо различает цвет, форму и размер предметов и в большинстве случаев может назвать их.Малыш начинает ориентироваться во времени: он знает, что утром надо вставать, а вечером – ложиться спать. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, узнает значения простых предлогов «на», «под», «в». По просьбе взрослого малыш может, например, положить игрушку на стол, поставить горшок под кровать. Ребенок уже хорошо знает названия основные частей тела и лица и может по просьбе показать, где у него носик, ножка и т.д. Малыш начинает осваивать первые элементарные математические представления. Он понимает, что такое «один - много», «больше - меньше» и может выбирать или сравнивать определенное количество предметов. Наблюдая за окружающим миром, ребенок учится сравнивать явления и предметы, находить между ними связь и обобщать их по схожим признакам. Ребенок может отметить, что трава зеленая и яблоко тоже зеленое, а между шапкой носочками есть нечто общее – их надевают на себя. Но это не единственный способ воспитания любознательности. Пожалуй, самый главный источник знаний для маленького человека – это общение с взрослыми, которые с удовольствием рассказывают малышу обо всем на свете и с готовностью отвечают на все его вопросы. С взрослыми, которые поощряют стремление ребенка к новому знакомству с новыми предметами, не ограничивают его самостоятельность и создают благоприятную среду для развития своего малыша. Это и есть первое самое мощное пробуждение любознательности у наших малышей.

Развиваем любознательность и совершенствуем навык определения цветами:

  • учимся называть цвет (предлагайте ребенку называть цвета окружающих предметов);
  • учим малыша, находить предметы определенного цвета (на прогулке устройте соревнования: кто назовет больше предметов одного цвета);
  • учим ребенка, рисовать и раскрашивать предметы, цвет которых неизменен;
  • учим малыша, сортировать предметы быта по цвету (попросите кроху помочь вам подготовить белье для стирки);
  • знакомьте малыша с новыми цветами.

Развиваем любознательность в знакомстве с формой предметов:

  • учим малыша, узнавать изображения геометрических форм на картинках;
  • сравниваем предметы по форме (учите малыша находить предметы, похожие по форме);
  • знакомимся со сложными формами (многоугольник, ромб, трапецией, полукругом);
  • рисуем различные геометрические формы (наблюдая за взрослым, малыш может научиться рисовать простые геометрические фигуры).

Развиваем любознательность для формирования пространственных представлений, развития мышления, зрительного внимания и сосредоточения.

Научите малыша строить такие простые конструкции:

  • широкую и узкую дорожки, поезд;
  • забор;
  • башенку, домик;
  • ворота и т.д.

Для развития любознательности очень важен аспект развития чувств и двигательных навыков. Ведь весь окружающий мир познается через чувства и в движении.

  • Узнай по запаху (обращайте внимание малыша на новые для него запахи и называйте их). Так ребенок, сможет запомнить названия запахов и использовать эти слова для описания своих ощущений;
  • Определение разных размеров на ощупь (тут малыш может попробовать назвать или познакомиться со свойствами материала, который он ощупывает);
  • Узнай по вкусу (крохам очень нравится с закрытыми глазами пробовать и отгадывать по вкусу знакомые блюда);
  • Учите малыша описывать свои вкусовые и тактильные ощущения.

Не оставляем без внимания и развитие слухового восприятия. Ведь любопытному непоседе интересно все, что издает звук.

  • Продолжайте знакомить малыша с разнообразными звуками окружающей среды (поезд, самосвал, пароход, сигнализация и т.д.);
  • Поощряйте ребенка имитировать различные звуки: гудок машины звонок в дверь и любые бытовые звуки, а также звуки которыми наполнена природа;
  • Попросите малыша, показать, как издают голос те или иные животные;
  • Учите малыша менять высоту голоса, говорить низким и высоким голосом (можно даже использовать азы ролевых игр). 

Малыш может быть и папой, с низким тембром, и мамой с высоким тембром и сам за себя. 

Дорогие наши родители, НИКОГДА не останавливайтесь в открытии для Вашего малыша, прекрасного окружающего мира. Будьте генератором идей и любознательный кроха, всегда будет успешен, счастлив и гармоничен в реализации своего жизненного пути! Желаем удачи и творческого вдохновения!