Упражнения для развития речи ребенка

13/11/2018
Каждое дитя до некоторой степени гений
и каждый гений до некоторой степени дитя.
А. Шопенгауэр

Овладение речью – способность для человека врожденная, так как речь это одна из высших психических функций, но для формирования ее полноценности ребенку необходима благоприятная среда.

В Симбе мы уделяем большое внимание развитию фонематических процессов. Фонема в переводе с греческого, означает "звук" – минимальная значимая часть слова.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

  1. Развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, а также слов;
  2. Умение разделять слова на звуки;
  3. Умение объединять звуки в слоги и в последующем в слова;
  4. Умение сопоставлять слова, отличающиеся только одним звуком.

Мы обязательно рассмотрим и поговорим о таких группах речи, как пополнение словаря в лексических темах и работа с грамматическим строем речи. Также очень важно давать задания на развитие зрительного и слухового внимания. И если Ваш малыш уже старшего дошкольного возраста, можно подключать задания для развития связной речи.

Итак, рассмотрим на примере, как мы можем позаниматься с малышом. Какие задания подготовить? И главное, помните, что все должно проходить в игровой форме, главное положительные эмоции!

Пока еще осень дарит свои солнечные и уютные дни, давайте же рассмотрим интересное занятие с упражнениями для развития речи, именно на тему осени.

Первое, что мы можем делать - пальчиковая гимнастика.

Даем ребенку колючий мячик и показываем малышу, что его нужно катать между ладошек, при этом проговариваем:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

Второе - развитие речевого дыхания.

Исходное положение тела - руки перед собой, вдох носом – руки разводим в стороны, медленный выдох ртом – сводим руки, ладонями друг к другу.

Третье - развитие фонематического слуха (различение звуков).

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Б: сами в это время произносим: «В, Г, Б, Д, М, К, Н, Б, Ц, В, Б» и т.д. Можно потренироваться и в слогах: «РА, БА, ЛА, ЗА, ПА, БА, НА, ПА, БА…»

Четвертое - развитие зрительного внимания.

Перед ребенком выкладываем листья (настоящие или картинки): березовый, ивовый, дубовый, кленовый, рябиновый и т.д.) и просим найти такой же листочек. В эту игру можно играть или по словесной подсказке, либо иметь при себе точно такой же набор и показывая у себя, чтобы он нашел такой же , но уже у себя.

Второй вариант для развития зрительного внимания, это найти в источниках интернета зашумленные картинки листьев, как на картинке ниже. Малышу нужно среди всех контуров найти определенный лист.

Пятое - это пополнение словарного запаса.

Пассивный словарный запас можно пополнить будучи на прогулке или играя в игру. Постепенно из пассивного словарного запаса слова переводим в активный, чтобы ребеночек понимал их значение и мог ними оперировать в жизни. Какие же слова можно и нужно использовать.

Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, береза, дуб, осина, рябина, липа, тополь, клен, ольха, ива, каштан, ель, сосна.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить.

Прилагательные: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный.

Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

Шестое - грамматические задания:

Ребенку можно предложить сосчитать листочки. Это будет своеобразная тренировка в числительных.

Один березовый листочек, два березовых листочка… пять березовых листочков.

Так же можно считать листья любого другого дерева. При этом обращаем внимание на согласование числительных с прилагательными и существительными.

Седьмое задание на развитие связной речи.

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

Вопросы:

  1. О каком времени года говорится в рассказе?
  2. Какого цвета лес был летом?
  3. Какого цвета стали березки и клены осенью?
  4. Какого цвета стали осины осенью?
  5. Какие деревья не изменили своего цвета?
  6. Как кружатся листья в воздухе?

Дорогие родители, гуляйте с детьми, веселитесь и дарите друг дружке такие ценные и незабываемые моменты! 

Ваши малыши будут Вам благодарны :)